1.               
Цель обучения

 Получение слушателями системных навыков оперативного и  рационального решения технологических задач и проблем по организации технологических процессов, а также по аппаратурному оформлению технологических операций.

2.                Целевая аудитория

Сотрудники компаний и предприятий, имеющие отношение к решению технологических задач и организации технологических процессов.

3.                Описание курса

Обучение носит практический характер и реализуется в проектной форме в малых группах по 2-3 человека, работающих над предварительно согласованной со своим руководством и тренером курса проблематикой.

Лекционно-семинарские занятия ведутся на материалах реальных кейсов различной отраслевой тематики, реализованных в 2018-2020 гг. на территории РФ.

4.                Планируемый результат

В результате прохождения обучения слушатели применят на практике системные подходы к решению проблем и задач прикладного характера, а также получат рекомендации методического и организационного характера о том, как системно повысить уровень выполняемых ими в лабораторных и полупромышленных условиях проектных работ до изобретательского.  

По окончанию курса все слушатели проходят процедуру защиты своего проекта, состоящую в презентации решения и дальнейших этапов его внедрения на предприятии.

5.                Продолжительность

72 академических часа (по 45 минут), 7 модулей, из них:

очные лекционно-семинарские занятия 30 часов,

самостоятельное решение практических задач 18 часов,

разбор результатов выполнения домашних заданий с тренером 6 часов,

консультации тренера по выполнению слушателями проектов 16 часов,

защита проектов 2 часа.

6.                Форма обучения: очно-заочная, дистанционная в формате видеоконференции.

7.                Режим занятий: занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 4-5 часов.

8.                Число слушателей: до 16 человек.

9.                Длительность обучения Полтора-два месяца.

10.            Контрольные мероприятия Выполнение практических заданий после каждого модуля с оценкой и анализом со стороны тренера.

11.              Аттестация

После успешного выполнения домашних заданий и защиты проекта слушателю выдается удостоверение НИТУ «МИСиС» о повышении квалификации. Возможно увеличение программы в основном за счет самостоятельных занятий до 250 часов и оформления профессиональной переподготовки с выдачей диплома НИТУ «МИСиС» с правом работы по данному направлению.

12.            Материально-техническое обеспечение Компьютер, подключенный к Интернет.

13.            Содержание программы

Модуль 1 - Анализ технологического процесса и постановка задач, 9 часов

Содержание

Объем

акад. час

Введение. Основные идеи и принципы ТРИЗ, общие для различных отраслей применения.

1.1. Функциональный анализ технологических процессов как инструмент приоритезации технологических операций. Ранжирование технологических операций и фиксация нежелательных эффектов.

1.2. Моделирование эффективных технологических процессов с использованием процедуры Свертывания (для процессов). Определение направлений дальнейших проектных усилий.

1.3. Отработка функционального анализа технологических процессов на задачах слушателей.

5

Выполнение домашнего задания слушателями

3

Разбор результатов выполнения домашнего задания тренером

1

Модуль 2 - Исследование причин и следствий изменений внешней среды, 8 часов

Содержание

Объем

акад. час

2.1. Причинно-следственный анализ как инструмент постановки изобретательских задач на уровне ключевых нежелательных эффектов. Анализ «вглубь» (к технологическим процессам и продуктам) и «наружу», к надсистемным агентам (партнерам, конкурентам, потребителям, государству).

2.2. Диверсионный (инверсионный) подход. Определение направлений совершенствования процессов и продуктов через обратный анализ причин и следствий.

2.3. Отработка причинно-следственного анализа на задачах слушателей.

4

Выполнение домашнего задания слушателями

3

Разбор результатов выполнения домашнего задания тренером

1

Модуль 3 - Удовлетворение требований внутренних и внешних стейкхолдеров, 8 часов

Содержание

Объем

акад. час

3.1. Пополнение реестра нежелательных эффектов через определение требований ключевых стейкхолдеров к технологическим процессам и продуктам при помощи анализа ключевых параметров успешности.

3.2. Выявление ключевых параметров успешности. Критическое сравнение найденных параметров успешности с параметрами, которые используются на производстве для оценки эффективности технологического процесса.

3.3. Отработка анализа ключевых параметров успешности на задачах слушателей.

4

Выполнение домашнего задания слушателями

3

Разбор результатов выполнения домашнего задания тренером

1

 Модуль 4 - Решение «классических» изобретательских задач, 8 часов

Содержание

Объем

акад. час

4.1. Понятие и постановка изобретательской задачи. Виды задач в ТРИЗ.

4.2. Проверка сложности проблемы. Знакомство с инструментом «Техническое противоречие».

4.3. Способы устранения вскрытых противоречий: приемы устранения технических противоречий, Матрица Альтшуллера.

4.4. Построение технических противоречий и поиск вариантов их устранения в задачах слушателей.

4

Выполнение домашнего задания слушателями

3

Разбор результатов выполнения домашнего задания тренером

1

Модуль 5 - Функциональная оптимизация, 8 часов

Содержание

Объем

акад. час

5.1. Функциональный анализ для изделия. Подход к выявлению функциональных недостатков в изделиях и локальных проблемных зонах технологических операций.

5.2. Моделирование изделий или операций, лишенных нежелательных эффектов, через процедуру Свертывания. Отличие Свертывания для изделий от Свертывания для процессов. Назначение и показания к применению процедуры.

5.3. Отработка функционального анализа изделий и свертывания (опционально) на задачах слушателей.

4

Выполнение домашнего задания слушателями

3

Разбор результатов выполнения домашнего задания тренером

1

 Модуль 6 - Решение Оптимизационных задач, 9 часов

Содержание

Объем

акад. час

6.1. Сведение оптимизационных задач к «изобретательским» через формулирование идеального конечного результата, поиск ресурсов и построение физических противоречий.

6.2. Поиск способов повышения эффективности отдельных функций. Технология заимствования технологических решений из неродственных отраслей при помощи функционально-ориентированного поиска.

6.3. Знакомство с переносом свойств – инструментом заимствования технологических решений конкурентов в отрасли.

6.4. Построение физических противоречий, поиск ресурсов и функционально-ориентированный поиск для задач слушателей.

5

Выполнение домашнего задания слушателями

3

Разбор результатов выполнения домашнего задания тренером

1

 Модуль 7 - Верификация и валидация спроектированных решений, 4 часа

Содержание

Объем

акад. час

7.1. Понятия «Ценность» и «Идеальность» в функционально-стоимостном и функциональном анализах. Различия и особенности применения.

7.2. Выполнение функционально-стоимостного анализа для задач слушателей.

Заключение. Особенности систематической проектной работы с ТРИЗ. Применение ТРИЗ на разных уровнях управления предприятиями. Опыт РФ.

4

Консультации тренера по выполнению слушателями проектов

16

Аттестация: защита слушателями проектов

2

ИТОГО

72