1. Цель обучения
Получение слушателями системных навыков оперативного и рационального решения технологических задач и проблем по организации технологических процессов, а также по аппаратурному оформлению технологических операций.
2. Целевая аудитория
Сотрудники компаний и предприятий, имеющие отношение к решению технологических задач и организации технологических процессов.
3. Описание курса
Обучение носит практический характер и реализуется в проектной форме в малых группах по 2-3 человека, работающих над предварительно согласованной со своим руководством и тренером курса проблематикой.
Лекционно-семинарские занятия ведутся на материалах реальных кейсов различной отраслевой тематики, реализованных в 2018-2020 гг. на территории РФ.
4. Планируемый результат
В результате прохождения обучения слушатели применят на практике системные подходы к решению проблем и задач прикладного характера, а также получат рекомендации методического и организационного характера о том, как системно повысить уровень выполняемых ими в лабораторных и полупромышленных условиях проектных работ до изобретательского.
По окончанию курса все слушатели проходят процедуру защиты своего проекта, состоящую в презентации решения и дальнейших этапов его внедрения на предприятии.
5. Продолжительность
72 академических часа (по 45 минут), 7 модулей, из них:
очные лекционно-семинарские занятия 30 часов,
самостоятельное решение практических задач 18 часов,
разбор результатов выполнения домашних заданий с тренером 6 часов,
консультации тренера по выполнению слушателями проектов 16 часов,
защита проектов 2 часа.
6. Форма обучения: очно-заочная, дистанционная в формате видеоконференции.
7. Режим занятий: занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 4-5 часов.
8. Число слушателей: до 16 человек.
9. Длительность обучения Полтора-два месяца.
10. Контрольные мероприятия Выполнение практических заданий после каждого модуля с оценкой и анализом со стороны тренера.
11. Аттестация
После успешного выполнения домашних заданий и защиты проекта слушателю выдается удостоверение НИТУ МИСИС о повышении квалификации. Возможно увеличение программы в основном за счет самостоятельных занятий до 250 часов и оформления профессиональной переподготовки с выдачей диплома НИТУ МИСИС с правом работы по данному направлению.
12. Материально-техническое обеспечение Компьютер, подключенный к Интернет.
13. Содержание программы
Модуль 1 - Анализ технологического процесса и постановка задач, 9 часов
Содержание
|
Объем
акад. час
|
Введение. Основные идеи и принципы ТРИЗ, общие для различных отраслей применения.
1.1. Функциональный анализ технологических процессов как инструмент приоритезации технологических операций. Ранжирование технологических операций и фиксация нежелательных эффектов.
1.2. Моделирование эффективных технологических процессов с использованием процедуры Свертывания (для процессов). Определение направлений дальнейших проектных усилий.
1.3. Отработка функционального анализа технологических процессов на задачах слушателей.
|
5
|
Выполнение домашнего задания слушателями
|
3
|
Разбор результатов выполнения домашнего задания тренером
|
1
|
Модуль 2 - Исследование причин и следствий изменений внешней среды, 8 часов
Содержание
|
Объем
акад. час
|
2.1. Причинно-следственный анализ как инструмент постановки изобретательских задач на уровне ключевых нежелательных эффектов. Анализ «вглубь» (к технологическим процессам и продуктам) и «наружу», к надсистемным агентам (партнерам, конкурентам, потребителям, государству).
2.2. Диверсионный (инверсионный) подход. Определение направлений совершенствования процессов и продуктов через обратный анализ причин и следствий.
2.3. Отработка причинно-следственного анализа на задачах слушателей.
|
4
|
Выполнение домашнего задания слушателями
|
3
|
Разбор результатов выполнения домашнего задания тренером
|
1
|
Модуль 3 - Удовлетворение требований внутренних и внешних стейкхолдеров, 8 часов
Содержание
|
Объем
акад. час
|
3.1. Пополнение реестра нежелательных эффектов через определение требований ключевых стейкхолдеров к технологическим процессам и продуктам при помощи анализа ключевых параметров успешности.
3.2. Выявление ключевых параметров успешности. Критическое сравнение найденных параметров успешности с параметрами, которые используются на производстве для оценки эффективности технологического процесса.
3.3. Отработка анализа ключевых параметров успешности на задачах слушателей.
|
4
|
Выполнение домашнего задания слушателями
|
3
|
Разбор результатов выполнения домашнего задания тренером
|
1
|
Модуль 4 - Решение «классических» изобретательских задач, 8 часов
Содержание
|
Объем
акад. час
|
4.1. Понятие и постановка изобретательской задачи. Виды задач в ТРИЗ.
4.2. Проверка сложности проблемы. Знакомство с инструментом «Техническое противоречие».
4.3. Способы устранения вскрытых противоречий: приемы устранения технических противоречий, Матрица Альтшуллера.
4.4. Построение технических противоречий и поиск вариантов их устранения в задачах слушателей.
|
4
|
Выполнение домашнего задания слушателями
|
3
|
Разбор результатов выполнения домашнего задания тренером
|
1
|
Модуль 5 - Функциональная оптимизация, 8 часов
Содержание
|
Объем
акад. час
|
5.1. Функциональный анализ для изделия. Подход к выявлению функциональных недостатков в изделиях и локальных проблемных зонах технологических операций.
5.2. Моделирование изделий или операций, лишенных нежелательных эффектов, через процедуру Свертывания. Отличие Свертывания для изделий от Свертывания для процессов. Назначение и показания к применению процедуры.
5.3. Отработка функционального анализа изделий и свертывания (опционально) на задачах слушателей.
|
4
|
Выполнение домашнего задания слушателями
|
3
|
Разбор результатов выполнения домашнего задания тренером
|
1
|
Модуль 6 - Решение Оптимизационных задач, 9 часов
Содержание
|
Объем
акад. час
|
6.1. Сведение оптимизационных задач к «изобретательским» через формулирование идеального конечного результата, поиск ресурсов и построение физических противоречий.
6.2. Поиск способов повышения эффективности отдельных функций. Технология заимствования технологических решений из неродственных отраслей при помощи функционально-ориентированного поиска.
6.3. Знакомство с переносом свойств – инструментом заимствования технологических решений конкурентов в отрасли.
6.4. Построение физических противоречий, поиск ресурсов и функционально-ориентированный поиск для задач слушателей.
|
5
|
Выполнение домашнего задания слушателями
|
3
|
Разбор результатов выполнения домашнего задания тренером
|
1
|
Модуль 7 - Верификация и валидация спроектированных решений, 4 часа
Содержание
|
Объем
акад. час
|
7.1. Понятия «Ценность» и «Идеальность» в функционально-стоимостном и функциональном анализах. Различия и особенности применения.
7.2. Выполнение функционально-стоимостного анализа для задач слушателей.
Заключение. Особенности систематической проектной работы с ТРИЗ. Применение ТРИЗ на разных уровнях управления предприятиями. Опыт РФ.
|
4
|
Консультации тренера по выполнению слушателями проектов
|
16
|
Аттестация: защита слушателями проектов
|
2
|
ИТОГО
|
72
|