1.  Актуальность

В настоящее время проблема повышения работоспособности рельсов, несмотря на достигнутые положительные результаты в обеспечении качества рельсовой стали, стоит как никогда остро.

2.  Цели курса

  • Систематизация знаний.
  • Получение ответов на вопросы, касающиеся железнодорожных рельсов и технологии их производства.
  • Повышение эффективности работы специалистов компании.

3.  Целевая аудитория

Специалисты компаний

4.  Планируемый результат

По окончании курса слушатели должны:

  • знать категории и структуру рельсов;
  • знать технологию рельсового производства;
  • знать основные дефекты рельсов;
  • знать методы установления причин разрушений рельсов.

5.  Продолжительность курса

40 академических часов.

6.  Формат обучения

По согласованию

7.  Аттестация

После успешной сдачи электронного теста слушателю выдается удостоверение НИТУ «МИСиС» о повышении квалификации.

8.  Учебно-методическое обеспечение

Лекции, презентации, глоссарий.

9.  Материально-техническое обеспечение

Для сдачи электронного теста нужен компьютерный класс с выходом в Интернет.

10.  Содержание программы

Содержание

Среднее время обучения

акад. час

1. Качество рельсов

1.1. Основные требования к рельсам

1.2. Категории, типы и длина рельсов

1.3. Маркировка рельсов производства различных заводов

1.4. Химический состав рельсовой стали (углерод, марганец, кремний, ванадий, фосфор, сера, алюминий)

1.5. Макроструктура рельсов

  • Осевая ликвация (осевая химическая неоднородность)
  • Осевая (центральная или усадочная) пористость
  • Точечная неоднородность
  • Подкорковые газовые пузыри
  • Ликвационные полоски

1.6. Микроструктура рельсов

1.7. Неметаллические включения и газы в рельсовой стали

1.8. Механические свойства

  • Твердость, временное сопротивление при испытаниях на растяжение, предел текучести, относительное удлинение, относительное сужение, ударная вязкость
  • Испытания на усталость
  • На износ
  • Испытания на контактную выносливость
  • Испытания на ударный изгиб
  • Методы и подходы, основанные на механике разрушения
  • Натурные стендовые испытания полнопрофильных рельсовых проб

1.9. Остаточные напряжения

1.10. Потребительские свойства рельсов

1.11. Гарантии качества и надежности рельсов

8

2. Технология рельсового производства

2.1. Выплавка (кислородный конвертер, электропечь), внепечная обработка и разливка рельсовой стали

2.2. Прокатка рельсов (нагрев заготовок, калибровка, гидросбив окалины, черновые и чистовые клети)

2.3. Термическая обработка рельсов на ЕВРАЗ ЗСМК, ЕВРАЗ НТМК, Мечел ЧМК и АРБЗ)

2.4. Холодная правка рельсов

2.5. Разрезка, обработка торцов и сверление болтовых отверстий

2.6. Контроль и приемка рельсов. ОТК и ЦТА

  • Ультразвуковой контроль («сухой» и «мокрый» способы)
  • Сплошной контроль поверхности рельсов на отсутствие недопустимых поверхностных дефектов
  • Сплошной контроль продольной прямолинейности

2.7. Сварка и шлифовка рельсов в стационарных условиях и в пути

  • Контактная электросварка
  • Алюминотермитная сварка
  • Шлифование рельсов

8

3. Основные доэксплуатационные дефекты

3.1. Внутренние заводские дефекты рельсов

  • Расслоения шейки рельсов
  • Внутренние трещины
  • Флокены
  • Пятнистая ликвация
  • Темные и светлые корочки

3.2. Поверхностные дефекты металлургического происхождения

  • Волосовины
  • Завороты корки, заливины, пояса (спаи), плены, рванины
  • Раковины от окалины, вмятины, отпечатки, морщины
  • Сетка разгара, чешуйчатость
  • Закаты, подрезы, усы, лампасы, морщины
  • Риски, царапины

3.3. Дефекты геометрии рельсов

3.4. Дефекты электроконтактной сварки рельсов

  • Кратерная усадка, пузыри, непровары
  • Скопления неметаллических включений (оксидов и силикатов)
  • Горячие трещины и рыхлость (пережог0
  • Неровности и неоднородная твердость сварных швов

3.5. Дефекты алюминотермитной сварки рельсов

  • Газовые раковины, пузыри, поры
  • Непровары
  • Оплавление
  • Горячие трещины в литом металле и усадочная раковина
  • Шлаковые включения
  • Повышенная хрупкость
  • Недостача металла
  • Смещение половин облива, смещение головок рельсов и образование киля

3.6. Дефекты шлифования рельсов

4

4. Документация на рельсы

4.1. Стандарты отечественные и зарубежные

4.2. Технические условия

4.3. Сертификаты РС ФЖТ

4.3. Классификация дефектов и повреждений рельсов в эксплуатации

  • Задачи классификации дефектов
  • История совершенствования отечественной классификации
  • Сравнение отечественной и зарубежных классификаций

4.4. Условия гарантии и рекламационная работа

4

5. Методы установления причин разрушений рельсов

5.1.Анализ общего состояния, условий работы и изломов рельсов

5.2.Оценка качества поврежденных рельсов

  • Химический анализ дефектных рельсов
  • Твердость поврежденных рельсов
  • Механические испытания
  • Металлографические исследования

5.3.Обобщение результатов исследований

2

6. Рельсопрокатные заводы

6.1.Производственные площадки в РФ и Казахстане. Поставка рельсов на железные дороги РФ и другим заказчикам

6.2.Рельсопрокатные заводы мира. Производительность и качество рельсов

6

7. Перевозка рельсов

  • Длиной 25 м.
  • Длиной 100 м
  • Рельсовых плетей длиной 800 м.
  • Проблемы обеспечения специализированным подвижным составом для перевозки длинномерных рельсов

4

8. Перспективы совершенствования качества рельсовой продукции

8.1. Переход от выпуска 100-метровых рельсов к производству 800-метровых рельсовых плетей

8.2. Освоение производства новой категории рельсов ДТ400ИК и ее испытания

8.3. Перспективные направления

  • Внедрение элементов термомеханической обработки
  • Сварка плетей из нетермоупрочненных рельсов с последующей термической обработкой 800-метровых плетей
  • Освоение производства рельсов длиной более 100 м из непрерывнолитых заготовок большего размера

 

4