1. Актуальность
В настоящее время проблема повышения работоспособности рельсов, несмотря на достигнутые положительные результаты в обеспечении качества рельсовой стали, стоит как никогда остро.
2. Цели курса
- Систематизация знаний.
- Получение ответов на вопросы, касающиеся железнодорожных рельсов и технологии их производства.
- Повышение эффективности работы специалистов компании.
3. Целевая аудитория
Специалисты компаний
4. Планируемый результат
По окончании курса слушатели должны:
- знать категории и структуру рельсов;
- знать технологию рельсового производства;
- знать основные дефекты рельсов;
- знать методы установления причин разрушений рельсов.
5. Продолжительность курса
40 академических часов.
6. Формат обучения
По согласованию
7. Аттестация
После успешной сдачи электронного теста слушателю выдается удостоверение НИТУ «МИСиС» о повышении квалификации.
8. Учебно-методическое обеспечение
Лекции, презентации, глоссарий.
9. Материально-техническое обеспечение
Для сдачи электронного теста нужен компьютерный класс с выходом в Интернет.
10. Содержание программы
Содержание
|
Среднее время обучения
акад. час
|
1. Качество рельсов
1.1. Основные требования к рельсам
1.2. Категории, типы и длина рельсов
1.3. Маркировка рельсов производства различных заводов
1.4. Химический состав рельсовой стали (углерод, марганец, кремний, ванадий, фосфор, сера, алюминий)
1.5. Макроструктура рельсов
- Осевая ликвация (осевая химическая неоднородность)
- Осевая (центральная или усадочная) пористость
- Точечная неоднородность
- Подкорковые газовые пузыри
- Ликвационные полоски
1.6. Микроструктура рельсов
1.7. Неметаллические включения и газы в рельсовой стали
1.8. Механические свойства
- Твердость, временное сопротивление при испытаниях на растяжение, предел текучести, относительное удлинение, относительное сужение, ударная вязкость
- Испытания на усталость
- На износ
- Испытания на контактную выносливость
- Испытания на ударный изгиб
- Методы и подходы, основанные на механике разрушения
- Натурные стендовые испытания полнопрофильных рельсовых проб
1.9. Остаточные напряжения
1.10. Потребительские свойства рельсов
1.11. Гарантии качества и надежности рельсов
|
8
|
2. Технология рельсового производства
2.1. Выплавка (кислородный конвертер, электропечь), внепечная обработка и разливка рельсовой стали
2.2. Прокатка рельсов (нагрев заготовок, калибровка, гидросбив окалины, черновые и чистовые клети)
2.3. Термическая обработка рельсов на ЕВРАЗ ЗСМК, ЕВРАЗ НТМК, Мечел ЧМК и АРБЗ)
2.4. Холодная правка рельсов
2.5. Разрезка, обработка торцов и сверление болтовых отверстий
2.6. Контроль и приемка рельсов. ОТК и ЦТА
- Ультразвуковой контроль («сухой» и «мокрый» способы)
- Сплошной контроль поверхности рельсов на отсутствие недопустимых поверхностных дефектов
- Сплошной контроль продольной прямолинейности
2.7. Сварка и шлифовка рельсов в стационарных условиях и в пути
- Контактная электросварка
- Алюминотермитная сварка
- Шлифование рельсов
|
8
|
3. Основные доэксплуатационные дефекты
3.1. Внутренние заводские дефекты рельсов
- Расслоения шейки рельсов
- Внутренние трещины
- Флокены
- Пятнистая ликвация
- Темные и светлые корочки
3.2. Поверхностные дефекты металлургического происхождения
- Волосовины
- Завороты корки, заливины, пояса (спаи), плены, рванины
- Раковины от окалины, вмятины, отпечатки, морщины
- Сетка разгара, чешуйчатость
- Закаты, подрезы, усы, лампасы, морщины
- Риски, царапины
3.3. Дефекты геометрии рельсов
3.4. Дефекты электроконтактной сварки рельсов
- Кратерная усадка, пузыри, непровары
- Скопления неметаллических включений (оксидов и силикатов)
- Горячие трещины и рыхлость (пережог0
- Неровности и неоднородная твердость сварных швов
3.5. Дефекты алюминотермитной сварки рельсов
- Газовые раковины, пузыри, поры
- Непровары
- Оплавление
- Горячие трещины в литом металле и усадочная раковина
- Шлаковые включения
- Повышенная хрупкость
- Недостача металла
- Смещение половин облива, смещение головок рельсов и образование киля
3.6. Дефекты шлифования рельсов
|
4
|
4. Документация на рельсы
4.1. Стандарты отечественные и зарубежные
4.2. Технические условия
4.3. Сертификаты РС ФЖТ
4.3. Классификация дефектов и повреждений рельсов в эксплуатации
- Задачи классификации дефектов
- История совершенствования отечественной классификации
- Сравнение отечественной и зарубежных классификаций
4.4. Условия гарантии и рекламационная работа
|
4
|
5. Методы установления причин разрушений рельсов
5.1.Анализ общего состояния, условий работы и изломов рельсов
5.2.Оценка качества поврежденных рельсов
- Химический анализ дефектных рельсов
- Твердость поврежденных рельсов
- Механические испытания
- Металлографические исследования
5.3.Обобщение результатов исследований
|
2
|
6. Рельсопрокатные заводы
6.1.Производственные площадки в РФ и Казахстане. Поставка рельсов на железные дороги РФ и другим заказчикам
6.2.Рельсопрокатные заводы мира. Производительность и качество рельсов
|
6
|
7. Перевозка рельсов
- Длиной 25 м.
- Длиной 100 м
- Рельсовых плетей длиной 800 м.
- Проблемы обеспечения специализированным подвижным составом для перевозки длинномерных рельсов
|
4
|
8. Перспективы совершенствования качества рельсовой продукции
8.1. Переход от выпуска 100-метровых рельсов к производству 800-метровых рельсовых плетей
8.2. Освоение производства новой категории рельсов ДТ400ИК и ее испытания
8.3. Перспективные направления
- Внедрение элементов термомеханической обработки
- Сварка плетей из нетермоупрочненных рельсов с последующей термической обработкой 800-метровых плетей
- Освоение производства рельсов длиной более 100 м из непрерывнолитых заготовок большего размера
|
4
|