1.        Актуальность

Энергосбережение является важной составляющей для решения задачи повышения эффективности работы предприятия. Энергия, а также тепло, вода и другие ресурсы становятся все более дорогими. Их сбережение может существенно улучшить экономику предприятия.

В этой работе очень важен человеческий фактор. Необходимо разработать политику и программы энергосбережения, вовлечь большинство сотрудников в реализацию этих программ.

2.        Цели обучения

  • Вовлечение слушателей в работу предприятия в сфере энергосбережения.
  • Информирование слушателей о состоянии работ в сфере энергосбережения в мире и России, по отраслям и предприятиям.
  • Изучение лучшего опыта реализации проектов ресурсосбережения на передовых предприятиях мира и России  (по отраслям).

3.        Целевая аудитория

Сотрудники предприятия, имеющие отношение к энергозатратам: управленцы, технологи, экономисты и др.

4.        Планируемый результат

Усвоение слушателями основных понятий и базовых знаний об энергосбережении.

Получение обобщенного системного представления о состоянии этого вопроса в мире: истории развития, наиболее доступных энергосберегающих технологиях, основном оборудовании, терминах, перспективах и тенденциях развития.

5.        Продолжительность

Программа состоит из двух модулей продолжительностью 16 и 8 академ. часов.

6.        Форма обучения

Занятия очные с полным отрывом от работы.

7.        Режим занятий

Очные занятия в рабочие дни по 8 академических часов в день.

8.        Число слушателей

Группа до 20 чел.

9.        Срок обучения

По согласованию

10.    Место занятий

Учебный центр заказчика с выездом преподавателя.

11.     Аттестация

При успешной сдаче электронного теста слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.

12.    Учебно-методическое обеспечение

Комплект раздаточного материала для слушателя (программа, основные тезисы, схемы, таблицы каждого занятия, глоссарий, вопросы входного и выходного контроля).

13.    Материально-техническое обеспечение

Компьютер для презентации, мультимедиа-проектор, экран. Для сдачи электронного теста нужен компьютерный класс с выходом в Интернет.

14.    Контрольные мероприятия

Вопросы входного и выходного контроля – проводятся во время каждого занятия.

15.    Содержание программы

Программа состоит из следующих модулей:

· Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на предприятии 16 академ. часов

· Экономическая оценка энергоэффективных технологий 8 академ. часов


Модуль 1

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на предприятии»

Первый день

 

Наименование разделов и дисциплин

Лекции

Практические занятия

Итого

 

1.

Государственная политика в области повышения энергетической эффективности

2

 

2

 

1.1

Утвержденные и перспективные меры государственной политики в России в области энергосбережения и соответствующие им инструменты, их целевое назначение, практика применения, критерии и условия эффективности.

0,5

 

 

 

1.2

Реализация государственной политики России в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Изменения и дальнейшие перспективы развития нормативно-правовой базы.

1

 

 

 

1.3

Энергетические обследования, цели и задачи.

0,5

 

 

 

2.

Системы энергоменеджмента.

4,5

 

4,5

 

2.1

ИСО Р 50001 Понятие энергетического менеджмента. Цели и задачи на промышленном предприятии. Основные требования к внедрению стандарта на предприятии.

1

 

 

 

2.2

Построение системы энергетического менеджмента на предприятии. Примеры достигнутых результатов работы системы энергетического менеджмента в России и в мире.

1

 

 

 

2.3

«Планируй – Выполняй – Проверяй - Действуй» — должностная инструкция энергоменеджера. Системный подход к достижению поставленных целей по экономии воды, электроэнергии, тепловой энергии. Примеры корректирующих и предупреждающих действий при управлении реализацией программы повышения энергетической эффективности.

1,5

 

 

 

2.4

Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Постановка целей, сроков, оценка необходимых ресурсов и источников финансирования.

1

 

 

 

3.

Практические задания и кейсы

 

1,5

1,5

 

Второй день

 

4.

Энергосервисная деятельность

2,5

 

2,5

 

4.1

Привлечение инвестиций на модернизацию объектов энергопотребления с помощью энергосервисных контрактов. Краткий экскурс в историю возникновения энергосервиса.

Энергосервис как инструмент внедрения программных энергосберегающих мероприятий.

1

 

 

 

4.2

Модели энергосервисной деятельности. Роль работников предприятия в успехе реализации энергосервисного контракта.

1

 

 

 

4.3

Существующая нормативная база и ее совершенствование для достижения расширения применения энергосервиса.

0,5

 

 

 

5.

Существующие технологии в области энергоэффективного освещения.

1

1

2

 

5.1

Рынок энергоэффективного освещения в России. Существующие технологии эффективного осветительного оборудования.

1

 

 

 

5.2

Калькулятор энергоэффективности: расчет выгоды от установки различных видов энергоэффективного освещения.

 

1

 

 

6.

Наилучшие доступные технологии энергосбережения

2

 

2

 

7.

Пропаганда и популяризация ресурсосбережения.

1,5

 

1,5

 

7.1

Организация мероприятий по пропаганде ресурсосбережения. Источники финансирования. Инструменты реализации.

1

 

 

 

7.2

Система мотивации работников предприятия к рациональному и эффективному использованию ресурсов

0,5

 

 

 

 

Итого по видам занятий

13,5

2,5

16

 


Модуль 2

«Экономическая оценка энергоэффективных технологий»

1.

Типовые технологии энергосбережения для зданий и сооружений.

3

 

3

1.1

Типовые мероприятия по снижению энергопотребления для зданий и сооружений в РФ. Эффективность мероприятий при реализации программ энергосбережения.

2

 

 

1.2

Организационные мероприятия и их эффективность. Опыт внедрения, разбор ошибок и нестандартные подходы.

1

 

 

2.

Возобновляемые источники энергии и вторичные энергоресурсы

1

 

1

2.1

Классификация, применение и эффективность ВИЭ, возможные варианты применения на промышленных предприятиях.

1

 

 

3.

Измерения, верификация и приборы учета

3

0,5

3,5

3.1

Приборы учета энергетических ресурсов предприятия и организации

0,5

 

 

3.2

Автоматизация контроля расхода энергетических ресурсов на предприятии.

0,5

 

 

3.3

Расчет полученной экономии. Протокол верификации и измерений

1,5

 

 

3.4

Расчет достигнутой экономии ТЭР в сопоставимых условиях

0,5

0,5

 

4.

Аттестация: прохождение слушателями электронного теста

 

0,5

0,5

 

Итого по видам занятий

7

1

8