Контингент слушателей:
- руководители и менеджеры предприятий.
Объем обучения:
72 акад.часа
Содержание курса:
1. Сфера интересов и история возникновения и развития индустриально-организационной психологии (психологии труда)
Основоположники научного подхода к отбору персонала. Первая мировая война и возникновение интереса к психологическому тестированию. Хоторнские исследования и изучение мотивации. Вовлеченность работника в производственный процесс.
2. Психофизиологические особенности труда руководящих работников при управлении производственными коллективами
2.1. Структура профессиональной деятельности руководителей производства различных уровней управления. Отличительные признаки трудовой деятельности административно-управленческого аппарата: высокая ответственность за конечный результат работы, большой объем и неравномерность поступающей информации, напряжение эмоциональной сферы, дефицит двигательной активности, напряжение зрительного анализатора при работе с дисплеями. Эмоциональные нагрузки, связанные с конфликтными ситуациями, по причине сбоя технологического процесса, графика и сроков выполнения работ, возможности возникновения аварийных ситуаций, травматизма работников или окружающих лиц. Средние показатели ежедневных затрат рабочего времени на основные виды деятельности и отдых у руководителей производства.
2.2. Основные закономерности функционального состояния организма руководящих работников в процессе трудовой деятельности. Рабочее напряжение и утомление. Синдром Хронической Усталости. Переутомление и перенапряжение. Роль производственных конфликтов в формировании психо-эмоционального стресса, общесоматической патологии, а также внезапной смерти на рабочем месте («кароши»).
2.3. Психофизиологическое обоснование основных аспектов рационализации режимов труда и отдыха руководителей производства. Планирование трудовой нагрузки в динамике рабочей дня, недели. Время проведения производственных совещаний с учетом оптимальных функциональных возможностей организма работающих.
Режим труда и отдыха для руководящих работников со средним уровнем напряженности труда. Режим труда и отдыха для административно-управленческого аппарата с высокой напряженностью труда.
Центры восстановления работоспособности. Комнаты психологической разгрузки.
Программа профилактики и коррекции неблагоприятных состояний: обучение навыкам саморегуляции и управления собой для достижения внутреннего спокойствия, снятия стресса; навыки восстановления сил за короткое время; умение быстро сбрасывать психическое напряжение; программа активных действий по управлению профессиональным стрессом, сохранению и улучшению душевного и физического здоровья; умение видеть себя со стороны и контролировать ситуацию; изменение стрессогенности рабочей ситуации; знакомство с моделью управления «сгорания» на работе и способами снижения производственной нагрузки. Поэтапное обучение приемам саморегуляции с помощью психолога.
Методы психотерапии: психическая саморегуляция (управление вниманием, оперирование чувственными образами, регуляция мышечного тонуса, управление ритмом дыхания, словесные внушения), рациональная психотерапия.
Профилактика гиподинамии и избыточной массы тела. Тестирование уровня общей физической работоспособности. Программы повышения двигательной активности: производственная гимнастика, индивидуальные занятия на велотренажере в режиме рабочего дня, групповые занятия восстановительно-профилактической направленности (занятия после работы), самостоятельные занятия.
3. Основные направления работы с персоналом – совокупность процедур, сопряженных с отбором, обучением и аттестацией новых и кадровых работников
3.1. Принципы и методы отбора персонала.
3.2. Психологическое тестирование.
3.3. Оценка результативности труда персонала. Специальные способы контроля исполнительской дисциплины.
3.4. Обучение и повышение квалификации. Обучение персонала «работе в команде», организация групповой работы и делового взаимодействия.
4. Психологический и социальный климат организации как предмет изучения психологии труда
4.1. Менеджеры и управленцы – руководители производства:
4.1.1. Стили поведения руководителей.
4.1.2. Теории лидерства. Контакт между руководителем и подчиненным.
4.1.3. Формальные и неформальные группы.
4.1.4. Разрешение конфликтов: оптимальные выходы из конфликтов без моральных и материальных потерь; методы психологической защиты в конфликте; саморегуляция психического напряжения для сохранения здоровья; способы разрешения организационных и функциональных конфликтов; стратегия и тактика разрешения конфликтов; приемы предотвращения конфронтации; конфликт как метод управления; прогнозирование действий оппонентов и изменение их поведения.
4.1.5. Личностные качества успешных руководителей.
4.2. Мотивация труда, удовлетворенность работой и вовлеченность в работу:
4.2.1. Содержание теорий мотивации. Когнитивные теории мотивации труда.
4.2.2. Удовлетворенность работой: качество рабочей жизни.
4.2.3. Вовлеченность в работу и приверженность организации.
4.3. Организационные стили руководства:
4.3.1. Бюрократизм: классический организационный стиль.
4.3.2. Современный стиль руководства – участие персонала в управлении.
Формирование оптимальных управленческих решений; умение понимать людей и влиять на них; приемы решения проблемных ситуаций, техника быстрого чтения и работы с документами; способы получения несловесной информации о партнере и его намерениях; методы планирования рабочего дня руководителя и подчиненных; психологические рычаги власти (техника «жесткой конфронтации» и отдачи распоряжений); имидж руководителя.
Проведение деловых переговоров: оптимальная стратегия планирования и ведения деловой беседы; построение взаимодействия с клиентами, заказчиками, посетителями и деловыми партнерами; особенности деловой коммуникации с начальниками и руководителями (техника «мягкой конфронтации»); снятие неуверенности и тревожности в общении; успешное ведение деловых переговоров и установление деловых контактов; навыки согласовывать различные мнения; особенности ведения деловых переговоров по телефону; проведение публичных выступлений и презентаций.
4.3.3. Программы улучшения качества рабочей жизни. Самоуправляемые рабочие группы.
4.3.4. Социализация новых работников. Организационная культура (соответствие работников и организации друг другу).
4.3.5. Профсоюзы, объединяющие рабочих для коллективных действий по защите их интересов.