Контингент слушателей:

Руководители и менеджеры производственных предприятий.

 

Объем обучения:

72 акад.часа

 

Содержание курса:

1. Психологические аспекты безопасности труда

Психофизиологические критерии безопасных и безвредных условий труда: а) сохранение жизни; б) здоровья; в) функциональных способностей организма; г) продолжительности предстоящей жизни. Профессиональные поражения: травмы, профессиональные заболевания, производственно обусловленные болезни. Тяжесть заболевания:  психические и мышечно-скелетные болезни.

2. Психофизиологические особенности умственных видов деятельности

Психологические требования к психическим возможностям работающего человека. Увеличение роли когнитивной деятельности: возрастание функции внимания, активного наблюдения и контроля, переработки поступающей информации, принятие решения в условиях острого дефицита времени. Повышение социальной значимости принятых решений и личной ответственности работника. Возрастание требований, связанных с интенсификацией профессиональной подготовки. Значение производственных конфликтов в повышении нервно-эмоциональной напряженности труда.

Нервно-эмоциональное напряжение организма. Переутомление. Перенапряжение. Нарушение здоровья как психическое неблагополучие, связанное с расстройством психологической, физиологической функции организма человека. Взаимосвязь между величиной интегрального показателя напряженности труда и нарушениями здоровья. Невротические расстройства и заболевания сердечно-сосудистой системы. Половые различия в вероятности развития производственно обусловленных болезней.

Психофизиологические нарушения при профессиональной гипокинезии (уменьшении перемещений в пространстве) и гиподинамии (снижении суточной нагрузки мышечной системы).

 Монотония как комплекс психологических и физиологических изменений в организме человека при монотонной работе. Монотонность действия и обстановки.

3. Психофизиологические особенности формирования функциональных и патологических нарушений при мышечном труде

Психологическое обеспечение физической (мышечной) нагрузки: общей, региональной, локальной. Тяжесть трудового процесса: выполнение большого количества стереотипных движений, необходимость подъема и перемещения груза, частые наклоны корпуса и длительное поддержание нерациональных рабочих поз.

Функциональное напряжение опорно-двигательного аппарата, регулирующих (гормональная, нервная) и обеспечивающих (кровообращение, дыхание и терморегуляция) систем организма. Физическое перенапряжение. Профессиональные заболевания периферической нервной системы. Психологические рекомендации по обеспечению безопасности жизнедеятельности, оптимизации трудового процесса.

4. Психологические факторы при зрительно-напряженном труде с видео-дисплейными терминалами (ВДТ)  

Виды зрительно-напряженных работ по степени точности. Психофизиологические характеристики труда с использованием электронных средств отображения информации: светящийся объект, наличие прямой и отраженной блескости в поле зрения, частая световая переадаптация глаз.

Функциональные расстройства зрительного анализатора. Нарушения высшей нервной деятельности. Эмоционально-личностные расстройства. Психологические особенности формирования депрессии у лиц молодого возраста.

Психологическая регламентация режимов труда и отдыха. Физические упражнения. Гимнастика для глаз. Реабилитационные мероприятия: тренировка зрения для активизации компенсаторно-приспособительных механизмов. Сеансы психологической разгрузки.

5. Психологические рекомендации по профессиональному отбору работников в различные сфера народного хозяйства

Выделение профессионально-значимых качеств работников в зависимости от специфики трудовых нагрузок. Виды трудовой деятельности: работа, связанная с нервно-эмоциональ-ным напряжением, физический труд с мышечными нагрузками, зрительно-напряженный труд с использованием видео-дисплейных терминалов (ВДТ). 

Психологические методы для определения психофизиологических характеристик деятельности работающих, личностных особенностей, способствующих безопасному и успешному выполнению производственных задач.

Психические процессы и свойства человека. Типы нервной системы. Уравновешенность нервных процессов.  

Личностные качества работающих: экстраверсия, интраверсия, невротизм, уровень тревожности.

Психологическое обоснование критериев для отбора в опасные профессии. Количественные значения физиологических показателей, характеризующих ведущие функции работающего человека.     

Профессиональный отбор и профессиональная ориентация с целью распределения людей по профессиям. Психологическая оценка эффективности мероприятий по безопасности труда в различных отраслях производства.