Контингент слушателей:

Руководители и менеджеры горнодобывающих предприятий.

Объем обучения:

72 акад.часа

Содержание курса:

1. Предмет и задачи психологии безопасности. Роль психологии в безопасности труда.  Психологические причины аварийности и травматизма (на примерах опасных производственных объектов – ОПО). Методы определения психофизиологических характеристик деятельности работающих, личностных особенностей, способствующих безопасному и успешному выполнению производственных задач. Психофизиологическая оценка рабочего места и факторов производственной среды, эффективности мероприятий по безопасности труда в угольной промышленности.

2. Психофизиологические характеристики процесса приема, хранения и переработки информации человеком в процессе труда. Психологическая характеристика взаимодействия анализаторов при приеме информации; психологические параметры памяти; оперативное мышление как социально обусловленный психический процесс; психофизиологические особенности информационного взаимодействия при обслуживании производственного оборудования; психологические аспекты проблемы принятия решения; физиологические механизмы выбора в принятии решения; психологическая оценка эмоционального состояния человека в процессе выполнения трудовой деятельности; производственный стресс.

3. Психологические требования к системам «человек-машина» при эксплуатации и проектировании: психологическая оценка организации рабочего места; психофизиологические требования к факторам производственной среды; психофизиологическое нормирование труда.

4. Психологические вопросы групп и коллективов: общее понятие о групповой деятельности; конфликтные ситуации в групповой деятельности; принципы изучения группового взаимодействия; вопросы групповой психологии в изолированных коллективах; нормативно-методическая литература.

5. Профессиональный отбор работников народного хозяйства, включая все виды подземных работ, и обучение профессии: психологические особенности профессиональной пригодности, мотивация, психофизиологические предпосылки профессиональных знаний, умений и навыков; критерии отбора в опасные профессии; необходимость совершенствования системы профессионального отбора в угольной промышленности; применение методов психологической диагностики для профессионального отбора; возможности тренировки и обучения персонала.

6. Подготовка персонала к безопасному труду: компенсационные и защитные возможности человеческого организма; опасные действия человека; квалификация персонала; подготовка и аттестация работников организаций, эксплуатирующих ОПО; роль администрации предприятия в формировании благоприятного психологического климата.