Актуальность

 

Использование современных методов учета,  контроля и анализа финансовой отчетности, умение всесторонне анализировать финансовое состояние предприятия и правильно интерпретировать результаты анализа в процессе обоснования стратегии развития и управления повышает конкурентоспособность предприятия и его рыночную стоимость.

 

Целевая аудитория

 

Руководители производственных подразделений предприятия, их заместители

 

Планируемый результат

 

·                    Формирование целостного представления об экономическом анализе, его  основных методах и их применении на разных стадиях процесса разработки и принятия управленческих решений в своей профессиональной деятельности,

·                    Выработка умения самостоятельно ставить цели и задачи анализа, организовывать его выполнение, проводить исследования проблематики, свободно владеть навыками творческих дискуссий.

 

Объем обучения и виды учебной работы (акад. час)

 

·                    Общая продолжительность – 40 ч

·                    Лекционно-семинарские занятия – 38 ч

·                    Аттестация, электронное тестирование – 2 ч.

 

Форма обучения

 

Очно или дистанционно

 

Режим занятий

 

Первая группа очно по 5 или 10 академических часов в день. Остальные – дистанционно.

После доработки курс пишется на видео, выкладывается в Интернет с персональным доступом. 2-3 недели слушатели изучают курс самостоятельно, формулируют и отсылают в ИНОБР возникающие вопросы. На 3-4-й неделе ИНОБР организует онлайн-консультации в режиме вебинара

 

Число слушателей

 

15-20 чел.

 

Аттестация

 

Аттестация проводится путем электронного тестирования. После успешной аттестации слушателям выдаются удостоверения о повышении квалификации.

 

Содержание программы и количество часов

 

№ п/п

Название темы

Структура темы

Всего, час

Модуль 1. Общая экономика - 3 часов

1

 

Базовая экономическая терминология и ее использование в экономическом анализе и финансовом учете на предприятии

Базовая терминология (глоссарий).

Схема формирования экономических показателей и их взаимосвязь. Матрица показателей эффективности. Особенности учета и анализа показателей на каждом этапе разработки, принятия, реализации и контроля управленческих решений.

Принципы создания рационального потока экономической информации для управления предприятием. Финансовый учет, управленческий учет, налоговый учет.

Набор небольших задач на расчет основных показателей эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, определение влияния факторов

 

 

 

 

 

3

 

Модуль 2. Управленческий учет - 10 часов

2

Основные понятия, содержание и назначение управленческого учета

Особенности организации управленческого учета и анализа затрат и результатов в целях оперативного управления предприятием. Отраслевые особенности формирования затрат. Места возникновения затрат и возможности оценки их влияния на финансовое состояние и финансовые результаты предприятия. Релевантные и нерелевантные затраты. Практические проблемы сбора производственной информации. Использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления.

Ситуационные задачи: например, путем сопоставления затрат необходимо определить: что выгоднее – закупать или производить своими силами? По какой цене отпускать продукцию при дополнительном заказе?

 

 

 

 

 

 

3

 

3

Классификация затрат на производство и реализацию продукции Основные модели учета и анализа линейной зависимости затрат на производство и продажу продукции

Концепции и терминология классификации издержек; центры расходов, прибыли, ответственности и бюджетирования; основные модели учета затрат. Отраслевые особенности учета и контроля издержек по видам расходов; по местам формирования и центрам ответственности; учет и распределение затрат по объектам калькулирования. Калькуляционная единица. Организация и ведение учета прямых материальных затрат, прямых затрат на оплату труда. Принципы и базы распределения общепроизводственных, общехозяйственных и расходов вспомогательных производств. Распределение затрат на совместно производимую продукцию, учет побочной продукции. Позаказный, попередельный (бесполуфабрикатный и полуфабрикатный), попроцессный (простой) методы калькулирования. Калькулирование по полной себестоимости и маржинальная калькуляция. Нормативный метод.

Маржинальный доход и методы списания постоянных расходов. Анализ безубыточности - CVP – анализ («операционный», «маржинальный», «метод мертвой точки»). Использование данных «стандарт-коста», нормативного учета и «директ – костинга» для управления продажами и ценообразования. Методы оптимизации затрат.

Ситуационные задачи: например, калькуляция себестоимости и распределение косвенных расходов по видам продукции различными методами (коэффициентным: пропорционально прямым материальным затратам, прямым затратам на оплату труда и т.д.). Путем сопоставления затрат необходимо определить: объем производства, при котором обеспечивается безубыточная работа предприятия? Или на какую величину необходимо повысить цену, чтобы получить неизменную прибыль при снижении объема производства? Или какой объем продаж необходимо обеспечить для получения дополнительного объема прибыли?

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

4

Управление затратами и запасами

Анализ производственного, операционного и финансового цикла предприятия и факторов, оказывающих влияние на их продолжительность. Функциональный учет затрат (Activiti based costing), бюджетирование затрат по видам деятельности (Activiti based budgeting), целевой учет затрат (Targtt costing), стратегический учет и анализ затрат; система JIT (Just-In-Time); система управления DBR (Drum Buffer Rope scheduling)

Специальные методы управления оборотными средствами (запасами ТМЦ, дебиторской задолженностью) с целью их оптимизации (АВС-метод, ХYZ-метод, целевой учет затрат). Возможности управления циклом денежного оборота предприятия.

Ситуационные задачи: например, распределить запасы на предприятии на группы и разработать модель управления каждой группой; или путем сопоставления затрат и результатов определить, сбытовую стратегию предприятия на том или ином сегменте рынка: отказаться или сохранить позиции?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Модуль 3. Финансовый учет и отчетность предприятия
10 часов

5

Основные понятия и принципы бухгалтерского учета

Объекты бухгалтерского учета: имущество организации по составу и размещению (внеоборотные и оборотные активы), имущество организации по источникам образования (собственный капитал и обязательства), хозяйственные операции в сферах капитальных вложений, снабжения, производства, продаж.

Правила бухгалтерского учета. Бухгалтерские счета, оборотные ведомости, другие документы и регистры как отражение влияния хозяйственной операции на состояние объекта учета. Элементы метода бухгалтерского учета: первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущая группировка (счета и двойная запись), периодическое обобщение данных о хозяйственных процессах (балансовое обобщение и отчетность). Структура бухгалтерского счета. Аналитические и синтетические счета.

Учетная политика организации: задачи, процесс разработки, принципы формирования, основные элементы. Факторы, влияющие на выбор учетной политики.

Ситуационные задачи: например, взаимосвязь имущества организации и его источников, простейшие примеры отражения хозяйственных операций, влияния учетной политики на содержание отчетности.

 

 

 

3

 

6

Методы оценки активов и обязательств предприятия

Уравнение бухгалтерского баланса. Методы оценки активов и обязательств предприятия, как целостного имущественного комплекса: балансовой оценки по фактической, восстановительной или стоимости производственных активов; стоимости замещения, оценки рыночной стоимости, оценки предстоящего денежного потока. Бухгалтерская оценка запасов товарно-материальных ценностей. Модели (стратегии) финансирования активов. Собственный капитал. Самоокупаемость предприятия, самофинансирование, самокредитование. Цена и структура капитала.

Ситуационные задачи: пример изменения баланса под влиянием различных типов хозяйственных операций; расчет задолженности на конец периода.

 

3

 

7

Бухгалтерская отчетность и принципы ее формирования

Бухгалтерская отчетность и принципы ее формирования с учетом приказа Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", связь между формами отчетности. Структура форм бухгалтерской отчетности и взаимосвязь между ними. Интерпретация тенденций изменения имущества предприятия и источников его формирования и их влияния на финансовое состояние предприятия.

Ситуационные задачи: анализ динамики изменения и структуры имущества предприятия и источников его формирования по данным финансовой отчетности, влияние хозяйственных операций на данные разных форм отчетности

 

4

 

Модуль 4. Финансовый анализ на предприятии - 15 часов

8

Анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерского баланса

Оценка ликвидности бухгалтерского баланса на основе группировки активов по уровню их ликвидности и обязательств по срочности их оплаты. Анализ платежеспособности предприятия. Финансовая несостоятельность, анализ признаков банкротства.

Оценка финансовой устойчивости. Соотношение капитала и обязательств по данным баланса. Методы определения величины и эффективности использования собственных оборотных средств. Собственные оборотные средства и чистые оборотные активы.

Ситуационные задачи: например, расчет абсолютных и относительных показателей платежеспособности и финансовой устойчивости, влияние хозяйственных операций на уровень ликвидности и финансовой устойчивости. Оценка обеспеченности запасов источниками их формирования. Расчет финансового цикла по данным отчетности.

 

 

 

 

 

5

 

9

Анализ финансовых результатов предприятия по данным отчета о прибылях и убытках

Структура и формирование информации в отчете о прибылях и убытках. Анализ финансовых результатов и факторов, влияющих на величину прибылей и убытков. «Золотое правило» экономики. Анализ деловой активности предприятия (рентабельности, оборачиваемости активов).

Ситуационные задачи: например, расчет балансовой прибыли и оценка влияния тех или иных факторов на ее величину, расчет рентабельности продаж, продукции, капитала.

 

 

 

5

 

10

Анализ отчета о движении денежных средств

Денежные потоки на предприятии. Анализ отчета о движении денежных средств и его взаимосвязь с отчетом о прибылях и убытках. Методы расчета чистого денежного потока (ЧДП): прямой и косвенный. Анализ денежных потоков, связанных с производственной, финансовой и инвестиционной деятельностью и их взаимосвязи. Наличие положительного чистого денежного потока как свидетельство платежеспособности предприятия. Цель и методы управления денежными потоками и их оптимизации. Последствия дефицита и избытка денежных средств.

Ситуационные задачи: например, анализ ЧДП прямым и косвенным методами, расчет необходимого для производственно-хозяйственной деятельности уровня денежных средств, использование потоков денежных средств при расчете показателей рентабельности.

 

 

 

5

 

 

Аттестация

Электронное тестирование

2


Итого: 40 часов